23 ноября 2009 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — «новый Закон»). Данный Закон пришел на смену действовавшему ранее Федеральному закону № 28-ФЗ от 03.04.96 г. «Об энергосбережении» (далее по тексту — «ранее действовавший Закон») и внес существенные изменения в регулирование отношений по использованию энергетических ресурсов.
Ранее действовавший Закон не устанавливал четких требований к эффективному использованию энергетических ресурсов (предусматривалось, что такие требования включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию). Новый закон установил более четкие требования к энергетической эффективности.
В отношении товаров новым Законом определено, что класс энергетической эффективности товара должен определяться производителем (импортером) товара на основании правил, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (принципы таких правил устанавливаются Правительством РФ). Начиная с 1 января 2011 года в отношении бытовых энергопотребляющих устройств и с 1 января 2012 года в отношении компьютеров, оргтехники и некоторых других товаров (определяемых Правительством РФ), производители (импортеры) товара в обязательном порядке должны указывать информацию о классе энергетической эффективности товара в технической документации на товар.
Здания и сооружения также должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (на основании правил, утвержденных Правительством РФ). Такие требования к энергетической эффективности зданий и сооружений должны содержать:
При этом не допускается ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, не соответствующих требованиям энергетической эффективности и/или не оснащенных приборами учета расхода энергетических ресурсов. Соответствие таким требованиям обязан обеспечить застройщик. Если застройщик не обеспечил соответствие здания или сооружения таким требованиям, собственник здания или сооружения вправе (по своему выбору) потребовать от застройщика (1) безвозмездного устранения недостатков или (2) возмещения своих расходов на устранение таких недостатков.
Новым Законом установлено, что требования к энергетической эффективности зданий или сооружений должны пересматриваться не реже 1 (одного) раза в 5 (пять) лет в целях повышения энергетической эффективности.
В целях повышения энергосбережения в жилищном фонде собственники зданий жилищного фонда обязаны за свой счет проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Ранее действовавший Закон недостаточно четко регламентировал порядок и сроки оснащения организаций, потребляющих энергетические ресурсы, приборами учета (Правительство РФ должно было определить очередность и правила оснащения организаций-потребителей приборами учета расхода энергетических ресурсов, что не было реализовано в отношении всех энергетических ресурсов).
Новый Закон однозначно установил, что собственники зданий и сооружений до 1 января 2011 года (для собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах — до 1 января 2012 года) обязаны завершить оснащение зданий и сооружений приборами учета расхода энергетических ресурсов (далее по тексту — Приборы Учета).
Новый закон также установил и порядок оснащения зданий и сооружений Приборами Учета. Начиная с 1 июля 2010 года организации, осуществляющие снабжение энергетическими ресурсами (далее по тексту — Снабжающая Организация), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации Приборов Учета. Снабжающая Организация не вправе отказывать обращающимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и/или эксплуатации Приборов Учета. Порядок заключения такого договора и его существенные условия должны быть определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Цена такого договора определяется по соглашению сторон.
Кроме того, новый Закон устанавливает некоторые особенности уплаты цены по указанному выше договору, заключенному с физическим лицом (гражданином — собственником жилого дома или помещения в многоквартирном доме). Эта особенность заключается в том, что договорная цена должна быть уплачена равными долями в течение 5 (пяти) лет с момента заключения договора (если гражданин-потребитель не выразил намерения уплатить такую цену единовременно или с меньшей рассрочкой). При включении в такой договор условия о рассрочке в цену договора включается сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки (но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления).
Если собственник здания или сооружения не обеспечил оснащение здания или сооружения Приборами Учета до 1 января 2011 года (для собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах — до 1 января 2012 года), то Снабжающая Организация обязана до 1 января 2012 года самостоятельно оснастить такие здания и сооружения Приборами Учета (для собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах — до 1 января 2013 года). В таком случае расходы Снабжающей Организации на оснащение зданий и сооружений Приборами Учета должны быть компенсированы собственниками зданий и сооружений. При этом граждане-собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оплатить такие расходы в течение 5 (пяти) лет равными долями с момента установки Приборов Учета.
Новый Закон изменил процедуру проведения энергетических обследований и условия их проведения.
Энергетическое обследование проводится с целью получения объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов и определения потенциала энергосбережения.
Деятельность по проведению энергетических обследований вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетических обследований.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат:
Обязательное энергетическое обследование должно быть проведено не позднее 31 декабря 2012 года. Последующие обязательные энергетические обследования проводятся не реже 1 (одного) раза каждые 5 (пять) лет.
По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт, который должен содержать сведения (не ограничиваясь приведенным перечнем) о величине потерь энергетических ресурсов, потенциале энергосбережения и перечне мероприятий по повышению энергетической эффективности. Энергетические паспорта собираются и анализируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Новый Закон дал определение энергосервисного договора (контракта) и определил его существенные условия. Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Существенными условиями энергосервисного договора (контракта) являются (1) условия о величине достигаемой экономии и (2) условия о сроке действия такого договора.
Важные изменения внесены и в финансировании бюджетных учреждений.
Начиная с 1 января 2010 года бюджетные учреждения обязаны снизить объем потребленных ими энергетических ресурсов в течение пяти лет на 15 (пятнадцать) процентов от объема, фактически потребленного ими в 2009 году, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 (три) процента. При этом начиная с 1 января 2010 года соответствующие изменения (сокращения в финансировании) должны быть учтены распорядителями бюджетных средств при планировании бюджета соответствующего учреждения.
Организации с участием государства и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (определения см. выше), должны утвердить и реализовать программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В качестве важной новеллы можно отметить положения, согласно которым, начиная с даты вступления нового Закона в силу возможна поставка тепловой энергии по ценам, определенным по соглашению сторон, при соблюдении следующих условий:
Правительство РФ (или уполномоченный им орган в области государственного регулирования тарифов) должно определить порядок заключения таких долгосрочных договоров поставки тепловой энергии.
В целях стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В частности, после истечения 1 (одного) месяца со дня официального опубликования нового Закона возможно получение налогоплательщиком инвестиционного налогового кредита, если налогоплательщик:
Такой инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.
Ранее действовавший Закон давал возможность привлечь к ответственности лиц, совершивших нарушения в области энергосбережения только в рамках 2 (двух) статей Кодекса РФ об административных правонарушениях:
Привлечение ответственных лиц по указанным составам было затруднительным.
Новый Закон дополнил КоАП РФ новой статьей 9.16, четко регламентирующей составы правонарушений в области нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Изменения, внесенные в КоАП РФ вступают в силу по истечении 180 (ста восьмидесяти) дней со дня официального опубликования нового Закона.
Также новым Законом изменены нормы Градостроительного кодекса РФ о проектировании и вводе построенных объектов в эксплуатацию. В частности, проектная документация объектов дополнена новым разделом, посвященным энергосбережению («перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»), а до ввода построенного объекта в эксплуатацию должно быть подготовлено заключение о соответствии объекта указанным требованиям.