Обзор положений Федерального закона об энергосбережении

11.01.2010

23 ноября 2009 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — «новый Закон»). Данный Закон пришел на смену действовавшему ранее Федеральному закону № 28-ФЗ от 03.04.96 г. «Об энергосбережении» (далее по тексту — «ранее действовавший Закон») и внес существенные изменения в регулирование отношений по использованию энергетических ресурсов.

Ранее действовавший Закон не устанавливал четких требований к эффективному использованию энергетических ресурсов (предусматривалось, что такие требования включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию). Новый закон установил более четкие требования к энергетической эффективности.

В отношении товаров новым Законом определено, что класс энергетической эффективности товара должен определяться производителем (импортером) товара на основании правил, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (принципы таких правил устанавливаются Правительством РФ). Начиная с 1 января 2011 года в отношении бытовых энергопотребляющих устройств и с 1 января 2012 года в отношении компьютеров, оргтехники и некоторых других товаров (определяемых Правительством РФ), производители (импортеры) товара в обязательном порядке должны указывать информацию о классе энергетической эффективности товара в технической документации на товар.

Здания и сооружения также должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (на основании правил, утвержденных Правительством РФ). Такие требования к энергетической эффективности зданий и сооружений должны содержать:

  1. показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании или сооружении;
  2. требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям зданий и сооружений;
  3. требования к материалам и технологиям, применяемым при строительстве зданий и сооружений;
  4. требования, которым здание или сооружение должно соответствовать при вводе в эксплуатацию, а также сроки, в течение которых такие требования должны обеспечиваться.

При этом не допускается ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, не соответствующих требованиям энергетической эффективности и/или не оснащенных приборами учета расхода энергетических ресурсов. Соответствие таким требованиям обязан обеспечить застройщик. Если застройщик не обеспечил соответствие здания или сооружения таким требованиям, собственник здания или сооружения вправе (по своему выбору) потребовать от застройщика (1) безвозмездного устранения недостатков или (2) возмещения своих расходов на устранение таких недостатков.

Новым Законом установлено, что требования к энергетической эффективности зданий или сооружений должны пересматриваться не реже 1 (одного) раза в 5 (пять) лет в целях повышения энергетической эффективности.

В целях повышения энергосбережения в жилищном фонде собственники зданий жилищного фонда обязаны за свой счет проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Ранее действовавший Закон недостаточно четко регламентировал порядок и сроки оснащения организаций, потребляющих энергетические ресурсы, приборами учета (Правительство РФ должно было определить очередность и правила оснащения организаций-потребителей приборами учета расхода энергетических ресурсов, что не было реализовано в отношении всех энергетических ресурсов).

Новый Закон однозначно установил, что собственники зданий и сооружений до 1 января 2011 года (для собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах — до 1 января 2012 года) обязаны завершить оснащение зданий и сооружений приборами учета расхода энергетических ресурсов (далее по тексту — Приборы Учета).

Новый закон также установил и порядок оснащения зданий и сооружений Приборами Учета. Начиная с 1 июля 2010 года организации, осуществляющие снабжение энергетическими ресурсами (далее по тексту — Снабжающая Организация), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации Приборов Учета. Снабжающая Организация не вправе отказывать обращающимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и/или эксплуатации Приборов Учета. Порядок заключения такого договора и его существенные условия должны быть определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Цена такого договора определяется по соглашению сторон.

Кроме того, новый Закон устанавливает некоторые особенности уплаты цены по указанному выше договору, заключенному с физическим лицом (гражданином — собственником жилого дома или помещения в многоквартирном доме). Эта особенность заключается в том, что договорная цена должна быть уплачена равными долями в течение 5 (пяти) лет с момента заключения договора (если гражданин-потребитель не выразил намерения уплатить такую цену единовременно или с меньшей рассрочкой). При включении в такой договор условия о рассрочке в цену договора включается сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки (но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления).

Если собственник здания или сооружения не обеспечил оснащение здания или сооружения Приборами Учета до 1 января 2011 года (для собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах — до 1 января 2012 года), то Снабжающая Организация обязана до 1 января 2012 года самостоятельно оснастить такие здания и сооружения Приборами Учета (для собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах — до 1 января 2013 года). В таком случае расходы Снабжающей Организации на оснащение зданий и сооружений Приборами Учета должны быть компенсированы собственниками зданий и сооружений. При этом граждане-собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оплатить такие расходы в течение 5 (пяти) лет равными долями с момента установки Приборов Учета.

Новый Закон изменил процедуру проведения энергетических обследований и условия их проведения.

Энергетическое обследование проводится с целью получения объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов и определения потенциала энергосбережения.

Деятельность по проведению энергетических обследований вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетических обследований.

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат:

  1. органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  2. организации с участием государства или муниципального образования (юридические лица, в уставных капиталах которых доля РФ, субъекта РФ и/или муниципального образования составляет более 50 (пятидесяти) процентов; ГУПы, МУПы, государственные и муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более 50 (пятидесяти) процентов уставного капитала которых принадлежат государственным корпорациям);
  3. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (в отношении которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется регулирование цен (тарифов));
  4. организации, осуществляющие производство и/или транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  5. организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 000 000 (десять миллионов) рублей в год;
  6. организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Обязательное энергетическое обследование должно быть проведено не позднее 31 декабря 2012 года. Последующие обязательные энергетические обследования проводятся не реже 1 (одного) раза каждые 5 (пять) лет.

По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт, который должен содержать сведения (не ограничиваясь приведенным перечнем) о величине потерь энергетических ресурсов, потенциале энергосбережения и перечне мероприятий по повышению энергетической эффективности. Энергетические паспорта собираются и анализируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Новый Закон дал определение энергосервисного договора (контракта) и определил его существенные условия. Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Существенными условиями энергосервисного договора (контракта) являются (1) условия о величине достигаемой экономии и (2) условия о сроке действия такого договора.

Важные изменения внесены и в финансировании бюджетных учреждений.

Начиная с 1 января 2010 года бюджетные учреждения обязаны снизить объем потребленных ими энергетических ресурсов в течение пяти лет на 15 (пятнадцать) процентов от объема, фактически потребленного ими в 2009 году, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 (три) процента. При этом начиная с 1 января 2010 года соответствующие изменения (сокращения в финансировании) должны быть учтены распорядителями бюджетных средств при планировании бюджета соответствующего учреждения.

Организации с участием государства и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (определения см. выше), должны утвердить и реализовать программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В качестве важной новеллы можно отметить положения, согласно которым, начиная с даты вступления нового Закона в силу возможна поставка тепловой энергии по ценам, определенным по соглашению сторон, при соблюдении следующих условий:

  1. договор поставки тепловой энергии должен быть долгосрочным (на срок более 1 (одного) года);
  2. объект, потребляющий тепловую энергию, должен быть введен в эксплуатацию после 1 января 2010 года;
  3. заключение договора поставки в отношении теплогенерирующего объекта, введенного в эксплуатацию до 1 января 2010 года, не должно влечь за собой увеличение тарифов на тепловую энергию в части потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию до 1 января 2010 года;
  4. должна существовать технологическая возможность поставки тепловой энергии от производителя к потребителю (которые являются сторонами такого договора).

Правительство РФ (или уполномоченный им орган в области государственного регулирования тарифов) должно определить порядок заключения таких долгосрочных договоров поставки тепловой энергии.

В целях стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

В частности, после истечения 1 (одного) месяца со дня официального опубликования нового Закона возможно получение налогоплательщиком инвестиционного налогового кредита, если налогоплательщик:

  1. проводит повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или
  2. осуществляет инвестиции в создание объектов:
  •  имеющих наивысший класс энергетической эффективности, и/или
  • относящихся к возобновляемым источникам энергии, и/или
  • относящихся к объектам по производству тепловой и/или электрической энергии, имеющим КПД более 57 (пятидесяти семи) процентов, и/или
  • иных объектов и/или технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Такой инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.

Ранее действовавший Закон давал возможность привлечь к ответственности лиц, совершивших нарушения в области энергосбережения только в рамках 2 (двух) статей Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • статьи 9.12 КоАП РФ («Непроизводительное расходование энергетических ресурсов»);
  • статьи 19.19 КоАП РФ («Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений»).

Привлечение ответственных лиц по указанным составам было затруднительным.

Новый Закон дополнил КоАП РФ новой статьей 9.16, четко регламентирующей составы правонарушений в области нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Изменения, внесенные в КоАП РФ вступают в силу по истечении 180 (ста восьмидесяти) дней со дня официального опубликования нового Закона.

Также новым Законом изменены нормы Градостроительного кодекса РФ о проектировании и вводе построенных объектов в эксплуатацию. В частности, проектная документация объектов дополнена новым разделом, посвященным энергосбережению («перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»), а до ввода построенного объекта в эксплуатацию должно быть подготовлено заключение о соответствии объекта указанным требованиям.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ключевые
контакты